ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КАНДИДАТСКИХ И ДОКТОРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ И АВТОРЕФЕРАТОВ ДИССЕРТАЦИЙ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КАНДИДАТСКИХ И ДОКТОРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ И АВТОРЕФЕРАТОВ ДИССЕРТАЦИЙ

 

1.         Актуальность темы исследования.

2.         Противоречия исследования.

3.         Проблема исследования.

4.         Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования.

5.         Цель и задачи исследования.

6.         Объект исследования.

7.         Предмет исследования.

8.         Гипотеза исследования.

9.         Методологическая основа исследования.

10.       Методы исследования.

11.       Достоверность результатов исследования.

12.       Эмпирическая база исследования.

13.       Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

14.       Практическая значимость исследования.

15.       Апробация результатов исследования.

16.       На защиту выносятся...

17.       Структура и оглавление диссертации.

 

1. Актуальность темы исследования.

За обоснованием актуальности должно следовать рассмотрение степени научной разработанности проблемы. Здесь нужно перечислить а) современных и прошлых, отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся данной проблемой в различных ракурсах, б) указать недостаточно освещенные пункты, а также искажения, обусловленные слабой разработанностью темы в отечественной литературе (если таковые имеют место) и т.д. Обосновать обращение именно к теме можно, например, недостаточной ее исследованностью или обилием в зарубежной литературе неизвестного отечественной научной общественности материала по данной теме и т.д.

 

2.         Противоречия исследования.

Противоречие между потребностью, желаниями, необходимостью, требованиями социального заказа, новыми задачами, стоящими перед обществом и недостаточной разработанностью этой области знания, низким уровнем, невысоким качеством, нереализованными возможностями, отсутствием адекватного содержания, неразработанностью необходимых методик, техник, технологий, диагностического инструментария.

Характерные признаки:

  • Противоположные точки зрения, положения, аспекты
  • Несогласованность, несоответствие внутри единого объекта.

 

3.         Проблема исследования.

Проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия, из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки. Чаще всего проблема диссертационного исследования формулируется в виде вопроса. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Проблема – как бы «белое пятно» науки, как говорят, – «знание о незнании».

 

4.         Степень разработанности проблемы и теоретическая база исследования.

Степень научной проработанности темы является кратким перечнем пробелов в исследуемой области, потребность восполнения которых определяет круг задач исследований соискателя.

Теоретическая база исследования по-разному подаётся и озвучивается в различных по уровню сложности работах. Теоретической основой послужили целостные и общепризнанные теории. Автор обязан показать свою компетентность, готовность, уверенность в своих силах и желание работать в научном направлении, а также способность выбирать из множества представленных источников именно те, которые помогают раскрыть его собственное исследование.

 

5. Цели и задачи исследования.

Постановка цели и задач исследования вырисовывает план будущей диссертационной работы. Первая глава является теоретической и содержит весь материал, который будет использоваться в качестве описаний во время написания второй главы. Глава два является обычно аналитико-проектировочной, которая может начинаться с а) краткой характеристики предмета исследования, б) проблемы, в) описание модели нововведения, благодаря которой предполагается разрешить проблему. Т.е. глава обычно посвящена апробации направлений и путей решения проблемы исследования. Здесь же приводятся экспериментальные данные, которые показывают, как и насколько эффективна модель нововведения. Третья глава – итог работы.

 

6.         Объект исследования.

Под объектом исследования понимается то явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя.

 

7.         Предмет исследования.

То, что находится в границах объекта. Именно предмет определяет тему исследования (формулировки практически совпадают). Основным отличием предмета исследования от объекта исследований является то, что предмет исследования является частью объекта исследования. То есть под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.

 

8.         Гипотеза исследования.

Гипотеза – научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной цели. В процессе исследования гипотеза корректируется, претерпевает изменения.

Гипотеза должна естественно возникать в процессе исследования, это может быть предположение, которое истинно лишь частично. Ознакомление с диссертациями показывает, что гипотеза строится на точном знании конечных результатов и потому теряет свой смысл.

 

9. Методологическая основа исследования

Методология – учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности

Относятся: исходные фундаментальные, общественные и педагогические (методические) теории, концепции, имеющие методологическое значение для данного исследования; методы педагогического (методического) познания, структура и функции педагогического знания по исследуемой проблеме. Методологическая основа – основные пути а) познания, б) получения и в) объяснения необходимых фактов и раскрытия закономерностей исследования.

10. Методы исследования

Все методы исследования делятся на четыре группы: 1).Теоретические. 2). Эмпирические. 3). Организационные. 4).Методы обработки данных. 5).Интерпретационные.

Теоретические методы:

- методы – познавательные действия: выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы и т.д.:

- методы – операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и

т.д.;

- методы – операции: наблюдение, опрос, тестирование и т.д.,

- методы – познавательные действия: обследование, мониторинг, эксперимент и т.д., кроме того,

наблюдение – научно целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта:

  • Включенное – исследователь сам становится членом группы, являющейся объектом исследования
  • Невключенное – исследователь не принадлежит к числу наблюдаемой группы
  • Открытое – учащиеся знают, что в определенных случаях они являются объектом специального исследования
  • Скрытое – учащиеся подозревают, что в определенных случаях они являются объектом специального исследования
  • Полевое – изучаются реальные процессы и исследования
  • Лабораторное – наблюдение за экспериментальной ситуацией, более или менее приближенной к реальной модели;

- опрос – метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-педагогическом воздействии исследователя на респондента. Различают групповой опрос; индивидуальный; очный; заочный; письменный опрос и т.д.

- анкетирование – письменный опрос с использованием набора вопросов (анкет, соответствующих цели исследования). Анкетирование предполагает рассылку (раздачу) и сбор заполненных респондентами анкет (опросных листов).

- анализ и синтез – процедуры мысленного расчленения целого на части и создания целого из частей

- абстрагирование – процесс отвлечения, мысленного выделения какой либо стороны, аспекта и отбрасывание всего того, что мешает целенаправленному рассмотрению объекта исследования.

- аналогия – сходство между предметами, явлениями и т.п.

- моделирование – метод научного познания, сущность которого заключается в воспроизведении свойств, структуры и функций объекта познания на специально устроенной ее модели.

 

11.       Достоверность результатов исследования.

Соискатель должен показать, что изложенные в диссертационном исследовании положения, выводы и рекомендации являются достоверными, то есть объективно существуют, а не являются следствием ошибочных построений и умозаключений соискателя.

 

12.       Эмпирическая база исследования.

Эмпирическая база исследования включает в себя перечисление, описание материалов, которые анализируются в процессе выполнения. Это могут быть результаты собственных исследований, исследования других авторов, коллективов, привлеченные для вторичного анализа, статистические материалы, нормативные документы и другие источники.

 

13.       Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Научная новизна кандидатской диссертации считается доказанной, если в диссертационной работе:

 - обоснованы новые решения поставленных задач;

 - разработаны новые принципы решения задач, исследованы новые явления;

 - представлены новые методики.

Теоретическая значимость работы обусловлена ее новизной. Необходимо указать, в чем состоит ее теоретическое значение, отметить положения диссертации, носящие теоретический характер.

 

14.       Практическая значимость исследования.

Практическое значение описывается через использование или рекомендации по практическому использованию результатов исследования с указанием при наличии формы использования и реквизитов подтверждающих использование документов.

К результатам практического использования относятся новые методы, способы, методики, которые использованы или могут быть использованы, с указанием степени готовности к использованию или масштабам использования.

 

15.       Апробация результатов исследования.

Апробация дословно означает “одобрение, утверждение, установление качеств”. При этом понимается критическая оценка со стороны научных исследований соискателя. Причем оценке подвергаются не только конечные результаты работы, но и методики исследования, и промежуточные результаты работы.

 

16.       На защиту выносятся...

Перечисление научных положений обычно производят начиная со следующей фразы: "Основные положения, выносимые на защиту", "На защиту выносятся следующие положения и результаты:", "На защиту выносятся следующие новые и содержащие элементы новизны основные положения:".

Количество научных положений обычно составляет 5-6 пунктов. Здесь же приводится описание новой научной задачи, ее место и значение в науке.

 

17.       Структура и оглавление диссертации.

Любая диссертационная работа пишется с целью привнести новое в науку и практику образования (обучения и т.д.)

Рассмотрим некоторые примеры оформления содержаний диссертационной работы.

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….3

Глава I. Психолого-педагогические условия повышения эффективности учебного процесса…………………………………………………………………………………………13

1.1.Состояние проблемы индивидуализации обучения в психолого-педагогической литературе……............................................................................................................................13

1.2.      Проблема психодиагностики личности как условие проектирования педагогической деятельности            ………………...……………………………………………………….…………49

1.3.      Использование данных диагностики учащихся в процессе преподавания иностранного языка..………………………………………………………………….…….….61

Глава II. Проектирование учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей личности в целях оптимизации обучения студентов…………………………………..….…82

2.1. Организация эксперимента и его описания………………………………………......….82

2.2. Методы оптимизации учебного процесса: сущность и экспериментальное обоснование…........………………………………………………………………….………...102

2.З. Педагогическое описание результатов эксперимента…………….……………………128

Заключение…………………………………………………………….………………………150

Примечания……………………………………………………………………………………151

Библиография……….…………………….…………………………………………………...152

 

 

См. Рабочую тетрадь «Исследовательской методики» (Т.М. Балыхина)

Вашему вниманию представляется сайт Татьяны Михайловны Балыхиной