Молчановский Виктор Васильевич

 

РЕЗЮМЕ

Молчановский Виктор Васильевич (р. 1951, Калинин), методист в области преподавания русского языка как иностранного, доктор педагогических наук (1999).

По окончании филологического ф-та Калининского гос. ун-та (1972) работал учителем русского языка и литературы сельской средней школы в Калининской области. В 1976-1986 г.г. – преподаватель кафедры русского языка для иностранных учащихся Калининского государственного медицинского института (сегодня – Тверская медицинская академия). В 1984 г. после окончания аспирантуры Института русского языка им. А.С. Пушкина защитил кандидатскую диссертацию «Лингвострановедческий потенциал топонимической лексики русского языка и его учебно-лексикографическая интерпретация».

В 1999 году защитил диссертацию доктора пед. наук по теме «Состав и содержание деятельностной компетенции преподавателя русского языка как иностранного». В круг научных интересов входит широкий спектр проблем методики обучения русскому языку как иностранному: содержание профессиональной компетенции преподавателя и закономерности ее формирования на всех этапах непрерывного профессионального образования, приемы эффективного сотрудничества преподавателя и учащегося в процессе обучения РКИ, лингвострановедческий аспект методики  обучения РКИ, сопоставительная методика  и специфика межкультурного педагогического взаимодействия.

С 1986 г. работает в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина с. научным сотрудником, ведущим научным сотрутдником, начальником отдела учебно-методической работы с кафедрами русского языка вузов России. С 2001 г. по 2010 г. – ученый секретарь Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина. С января 2010 г. – проректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина по научной работе и инновационным проектам.

Принимал участие в XV Международном конгрессе по ономастике (Лейпциг, 1984), в Конгрессах МАПРЯЛ (Будапешт, 1986; Москва, 1990; Братислава 1999), в российских и международных конференциях.  Публикует статьи в периодической методической печати. Член редколлегии журнала «Русский язык за рубежом».  Автор более 100 научных работ.

Соч.:   Теоретическая разработка и практическая реализация лингвострановедческого аспекта преподавания русского языка как иностранного. Аналитический обзор. – М., 1985; Профессиограмма преподавателя русского языка как иностранного (Проект) – (соавт.; соредактор) - М.: ИРЯП, 1991; Преподаватель русского языка как иностранного. Опыт системно-функциональ-ного анализа. Монография. – М.,1998;  Преподаватель русского языка как иностранного. Введение в специальность. М.: Русский язык. Курсы, 2002(В соавт. с Л. Шипелевич); Учимся учить. Анализ видеозаписей уроков. Методические рекомендации по подготовке магистрантов к педагогической практике. – М.: Издательство Московского университета, 2000. (В соавт. с Н.И. Молчановской) Читаем о России по-русски.  Книга для чтения. (В составе авторского коллектива). М.: 2001; К проблеме лингвострановедческого описания русской топонимической лексики. //  Проблемы современной русской лексикологии. – Калинин, 1983; Использование этимологического анализа в процессе лингвострановедческой интерпретации топонимов. // Проблемы исторической и диалектной лексикологии. Калинин, 1984; Учебно-лексикографическая интерпретация лингвострановедческого потенциала топонимов. // Mitteilűngen XV Internationaler Kongre  fűr Namenforschung. Leipzig, 1984; Ролевая структура  деятельности преподавателя русского языка как иностранного // Русский язык за рубежом, 1993. – № 4; Проблемы мотивации при изучении иностранного (русского) языка: роль преподавателя. // Mitteilungen fur Lehrer slawischer Fremdsprachen. № 68, Dezember 1994. Herausgeben vom Verband der Russischlehrer Österreichs, Wien; О профессиональной готовности преподавателя к работе с художественным текстом при обучении иностранному (русскому) языку. // Mitteilungen fur Lehrer slawischer Fremdsprachen. №72, Dezеmber 1996. Herausgeben vom Verband der Russischlehrer Österreichs. – Wien; О содержании лингвистической компетенции преподавателя русского языка как иностранного. // Русистика-99. – М.: Творчество, 1999; Перспективы развития новых технологий обучения// Мир русского слова. 2001, № 4. Об одном из методических противоречий// Слово. Грамматика. Речь. – Вып. 3. М.: Изд-во Московского университета. – 2001; Общее и частное в содержании профессиональной компетенции преподавателя, обучающего русскому языку иностранных учащихся-нефилологов// Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного. – М.: РУДН, 2002; Преподаватель иностранных языков и новые технологии обучения// Русский язык и литература в азербайджанской школе. Баку. 2003, № 1.

 



СПИСОК

научных и учебно-методических работ Молчановского Виктора Васильевича

 

Открыть в формате PDF  PDF


Вашему вниманию представляется сайт Татьяны Михайловны Балыхиной